Main Menu

Черно-белая история многоцветной жизни (фото)

Черно-белая история многоцветной жизни (фото)

С пожелтевших черно-белых фотографий и с ярких современных цветных отпечатков — плодов цифровых технологий — на нас смотрит память. То, что когда-то было таким важным — радостным или печальным, — неминуемо остается в прошлом. Но иногда с помощью фото- и видеоизображений мы по разным причинам устраиваем себе экскурсы по уже пройденным дорогам жизни.

Разбирая на днях свои фотоархивы, нашла запыленный альбом с черно-белыми снимками, выполненными пленочной фотокамерой и отпечатанными собственноручно в редакционной фотолаборатории. Лабораторию с красным фонарем, фотоувеличителем, ворохом пленок и стойким запахом химикатов ликвидировали давно, за ненадобностью. Небыстрый процесс изготовления фотоизображений, снятых на пленку, сменил удобный цифровой. Теперь не нужно проявлять пленки, сушить их, затем печатать кадры на фотобумаге, проявлять, смывать проявитель, закреплять, снова промывать и сушить. Современные фототехнологии вне всякого сомнения прогрессивны — экономят массу времени, избавляют фотографа от ретуши вручную, что раньше было нередкой необходимостью из-за того, что хрупкие пленки часто царапались, во время сушки мог прицепиться мелкий сор, а при печати все эти повреждения отображались на фотобумаге. Сейчас же в каком-то смысле для человека с фотокамерой наступило настоящее раздолье! Вместо прежнего громоздкого процесса изготовления снимков фотограф получил цифровую фотокамеру и компьютер с программой “Фотошоп”, с помощью которой несколькими нажатиями можно менее чем за минуту внести в изображение желаемые изменения, над которыми в условиях старого «краснофонарного» фотопроцесса пришлось бы корпеть долгое время.

Черно-белая история многоцветной жизни (фото)Черно-белая история многоцветной жизни (фото)Однако, несмотря на такие прекрасные возможности цифровой фотографии, я и многие мои коллеги по фотоцеху порой предаемся ностальгическим воспоминаниям о времени, когда снимали на пленку — кадры отличались объемностью, особенной жизненностью изобразительных форм. Вот мальчишеское трио вбежало в кадр — и кажется: совсем чуть-чуть, да и сиганут в реальность того, кто смотрит на это фото. А позади пацанят роскошные ореховые леса Арсланбоба, белоснежные южные вершины и волейбольная сетка, так смело контрастирующая с окружающим пейзажем.

Черно-белая история многоцветной жизни (фото)На другом снимке не поддающиеся логике возможности человеческого организма: людские фигуры буквально парят в пространстве, мастера китайского цирка знают, как удивить публику. Следующая фотография — с пожилым мужчиной, за спиной которого рекламный плакат. На нем полные сил молодые люди — бег времени не остановить, и на смену юношеской пылкости неизменно приходит пора зрелости. Кадр словно воплощает в себе этот жизненный закон…

Как-то поехали мы с коллегой и другом Дмитрием Ащеуловым делать фоторепортаж о небезызвестном месте в нашем городе — Кузнечной крепости, напоминающей гнилой зуб в облике столицы. Поскольку репутация у этого поселения — с криминальным душком, попросили мы милицейских сотрудников тамошнего района составить нам компанию. К нашей радости, стражи правопорядка не отказались. Там-то я и сделала снимок, который лично мне видится одним из наиболее удачных за все время моей фотографической деятельности. Мальчик лет десяти облокотился о черенок лопаты, а позади него печальный пейзаж уходящих в землю домишек «Кузнечки», взгляд не по-детски серьезен, но это немудрено: живя в таком месте, приходится выживать и быстро становиться взрослым…

Но не подумайте, дорогие читатели, что мои пленочные фотоистории исключительно о представителях сильного пола. Увлеклась я как-то на заре своего фотографического пути модельной съемкой. Связано это было, возможно, с моим тогдашним обучением в модельном агентстве и работой в качестве фотомодели впоследствии. Модельный бизнес очень привлекал в то время множество девчонок и парней. Но поскольку фотография уже тогда стала для меня приоритетней, чаще, чем позировать перед камерой самой, хотелось быть в качестве фотографа. Сначала набиралась опыта в этом деле с помощью подруг. Насмотревшись однажды продвинутых иностранных журналов, решила попробовать сделать подобие рекламного фото. Понятное дело, что не все сразу получается и всему нужно учиться. Но все-таки сделала я снимок, который и сейчас считаю довольно интересным. Его даже опубликовали крупным размером в довольно популярной (не существующей ныне) газете «Утро Бишкека».

Был у нас в Кыргызстане большой мастер и фоторепортажа, и слова — Евгений Петрийчук. К сожалению, ушел из этой жизни очень рано… Он не воспринимал всерьез, что тогдашняя я — салага с фотоаппаратом — может снять что-то путевое. Но публикация снимка, на котором моя красавица-подруга Ксения разлеглась на земле на фоне разбросанных журналов и с карандашом во рту, изменила напрочь отношение Евгения Дмитриевича ко мне. На всю жизнь запомнила, как, повстречав меня возле столичной мэрии, буквально осыпал профессиональными комплиментами — это было что-то вроде признания. И даже написал как-то несколько экспромтных стихотворений в мою честь.

К сожалению, оригиналы потерялись, но кое-что на память воспроизведу: «Нинка, ты легендою будь, никакие начальники не пробьют твою грудь…».

Дальше на модельной ниве было много кажущихся мне теперь сомнительными фотоэкспериментов: то вымазывались, белой глиной, которая после съемок жутко трескалась и, поскольку в студии негде было помыться, так и топали по улице до дома, на потеху прохожим. Залезали целыми группами из нашего модельного агентства на заброшенные стройки, обматывались тканями, втыкали в волосы причудливые ветки, разрисовывали лица до неузнаваемости и все это фотографировали. Но это было время проб, ошибок — хорошая пора творческих исканий!

В сущности, я убеждена, что процесс становления творческого человека не заканчивается, пока он дышит и стремится делать что-то интересное вне зависимости от времени, в котором он живет, и от технических возможностей эпохи!

Нина ГОРШКОВА.
Фото автора.






Добавить комментарий